Словарик

Бухгалтерия – это деятельность, направленная к тому, чтобы изобразить в числах весь ход и все состояние предприятия согласно предложенным целям (Ф. Скубиц, Австрия, 1889 год).

 

Язык бухгалтера иногда настолько специфичен, что порой смущает руководителя или человека не связанного с бухгалтерией.
Существует ряд основных терминов, которые важно понимать: дебет, кредит, актив, пассив, бухгалтерский счет, бухгалтерская проводка.

 

Бухгалтерский счет – это единица накопления одноименной информации. На любом предприятии имеется свой план счетов бухгалтерского учета. Различают счета активные, пассивные, активно–пассивные и пассивно–активные.
Активные счета – это счета на которых отражается имущество фирмы ( технологическое оборудование, офисный инвентарь, товары, материалы, денежные средства и т.д.)
Пассивные счета – это счета показывающие источник имущества (взносы собственников, кредиты и долги – партнерам, поставщикам, государству и т.д.).
Активно–пассивные счета находятся в составе активных, пассивно–активные в составе пассивных, но имеют некоторые отличия. Наиболее простой способ узнать, активный счет или пассивный – это посмотреть, в какой части баланса расположена соответствующая строка. Левая сторона баланса – Актив, правая – Пассив.
Никто никогда не ставит своей целью непременно заучить все счета. В процессе работы они запомнятся постепенно сами собой. И еще под рукой у бухгалтера обычно всегда имеется План счетов в который всегда можно заглянуть.
Бухгалтерский счет нам нужен для того, чтобы сгруппировать данные по одинаковым хозяйственным операциям предприятия в одном месте. Как мы это делаем? Производим запись суммы конкретной хозяйственной операции на одной из сторон счета: дебете или кредите. Как видите, дебет и кредит – это две стороны счета, причем дебет–левая, а кредит – правая сторона.
Дебет (Д) – это увеличение актива или уменьшение пассива.
Кредит (К) – увеличение пассива или уменьшение актива.
Это на языке бухгалтера, а если все это сказать более просто и изобразить схематично? Как видите, бухгалтерский термин Дебет мы можем заменить на простое и понятное слово приход, а Кредит – расход. Тогда все становится на свои места.

Аик - славарик

Слева у нас Актив и счета активные, соответственно. Значит, по активным счетам поступление (приход) – Дебет, а использование (расход) – Кредит.
Справа в нашей схеме Пассив и счета пассивные, т.е. все наоборот. По пассивным счетам поступление (приход) – Кредит, а использование(расход) – Дебет.
По активно–пассивным поступление (приход) – Кредит, использование (расход) – Дебет.
По пассивно–активным поступление (приход) – Дебет, использование (расход) – Кредит.
Сложно не заметить, что отражение операций по активно–пассивным счетам аналогично пассивным, а по пассивно–активным, как по активным.
Например: Получены наличные деньги в банке в сумме 50000 рублей.
Бухгалтерская проводка: Д кассы(50) – 50000 К расчетный счет(51) – 50000.
Мы видим, что в кассу деньги пришли, т.е. сумма записана по Д (приход), а с расчетного счета деньги ушли, значит по К (расход). Описание конкретной хозяйственной операции на языке бухгалтера и есть бухгалтерская проводка.

 

Прочие термины бухгалтерского учета:

 

Актив баланса – часть бухгалтерского баланса, которая характеризует активы организаций в денежной оценке, на определенную дату по их составу и размещению.
Амортизируемые активы – часть активов, стоимость которых погашается начислением амортизации.
Аналитический учет – система сбора и группировки учетной информации для целей управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.
Аналитические счета – это счета детализирующие информацию, содержащуюся в обобщенном виде в синтетических счетах.
Бухгалтерская отчетность – система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Бухгалтерский баланс – способ группировки имущества организации как по составу и размещению, так и по источникам их образования и назначению.
Двойная запись – отражение каждой хозяйственной операции одинаковой сумме по дебету и кредиту взаимосвязанных счетов.
Дебиторы – юридические и физические лица, которые являются должниками организации.
Добавочный капитал – часть собственного капитала, созданного в результате дополнительного внесения сверх уставного капитала.
Долгосрочные активы – часть экономических ресурсов, используемых в течение длительного времени.
Долгосрочные финансовые вложения – вложение денежных средств или иного имущества в другие организации на срок более одного года.
Долгосрочные обязательства – это задолженность, погашение которой превышает 12 месяцев.
Заём – взятые в долг деньги или имущество у других организаций (кроме банков) с обязательством их возврата.
Капитал – это стоимость вложенных собственниками активов прибыль накопленная за время деятельности организации.
Капитальные вложения – затраты по строительству или приобретению объектов основных средств и нематериальных активов.
Косвенные затраты – затраты, относящиеся к нескольким видам продукции (работ, услуг). В себестоимость каждого вида включаются путем распределения.
Краткосрочные обязательства – это задолженность, срок погашения которой не превышает одного года.
Краткосрочные финансовые вложения – вложение денежных средств или иного имущества в другие предприятия на срок менее одного года для получения дохода или контроля за их деятельностью.
Кредитор – физическое или юридическое лицо, перед которым данная организация имеет задолженность.
Кредиторская задолженность или кредиторка – обязательства организации перед кредиторами за товары, работы, услуги, т.е. долги данного предприятия другим организациям и отдельным лицам.
Материально–производственные запасы – часть имущества организации, используемая при производстве продукции (работ, услуг), а также предназначенная для продажи и для управленческих нужд организации.
Незавершенное производство – предметы труда, находящиеся в обработке на рабочих местах.
Нематериальные активы – имущество организации, не обладающее материальными или физическими свойствами, но которые обеспечивают получение дохода длительное время или постоянно.
Непокрытый убыток – это финансовый результат, характеризующий уменьшение капитала организации за отчетный год.
Нераспределенная прибыль – это финансовый результат, характеризующий увеличение капитала организации за отчетный год и весь период ее деятельности.
Оборот по счету – итог хозяйственных операций за отчетный месяц без начального остатка.
Оборотная ведомость по счетам синтетического учета – это способ отражения и проверки записей по счетам синтетического учета, основа составления баланса.
Оборотные активы – материальные оборотные средства, средства в текущих расчетах, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, расположенные в балансе в порядке возрастания ликвидности.
Обязательства – задолженность организации, возникшая в результате прошлых хозяйственных событий и сделок, выполнение которых влечет за собой погашение этой задолженности.
Оправдательный документ – документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции.
Отчетная дата – дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.
Оценка – денежное выражение затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг).
Пассив баланса – часть бухгалтерского баланса, в которой отражено имущество организации по источникам их образования и назначению.
Первичный документ – письменное доказательство совершения хозяйственной операции или разрешение на ее осуществление.
Первоначальная стоимость – это оценка, по которой основные средства и нематериальные активы принимаются к учету.
Прибыль – сумма превышения расходов над доходами.
Прямые затраты – затраты, которые непосредственно относятся на себестоимость конкретного вида продукции (работ, услуг).
Распорядительный документ – документ, который содержит распоряжение на совершение хозяйственной операции.
Резервный капитал – часть собственного капитала, создаваемого за счет прибыли и предназначенного для покрытия потерь, выплаты дивидендов и др.
Сальдо – остаток по счету.
Уставный капитал – первоначально инвестируемый капитал.
Учетная политика – совокупность методов и способов ведения бухгалтерского и налогового учетов, выбранная самой организацией.